Гарантии на товары предоставляются согласно положениям, установленным Законом «О защите прав потребителей» (по тексту — Закон), ГК РФ и иными нормативными актами. Различают: срок службы, гарантийный срок.
Срок службы
Сроком службы считается промежуток, когда изготовитель обеспечивает потребителю использование товара и отвечает за существенные недостатки (п. 6 ст. 29 и п. 6 ст. 19 Закона).
Потребитель, обнаруживший такие недостатки, может требовать от изготовителя их безвозмездного устранения. При этом он обязан доказать, что недостатки или причины, вызвавшие их, появились до того, как товар был получен.
Срок службы устанавливается каждым производителем. Он определяется: Законами, ГОСТами, техническими условиями изготовителя, отраслевыми стандартами, техническими регламентами, условиями договора. На это указывает АС Центрального округа в Постановлении от 21.09.2021 № Ф10-4226/2021 г. по делу № А09-9767/2020.
Срок службы фиксируется изготовителем в обязательном порядке на товары, которые могут использоваться долго, в том числе комплектующие, если по прошествии времени они могут причинить вред внешней среде, потребителю, его имуществу.
Срок службы применяется, в частности, когда речь идет о работе промышленных изделий, о чем свидетельствует судебная практика.
Он устанавливается:
- ► во временном промежутке или рабочих часах (например, 12 месяцев и до 600 часов работы);
- ► с привязкой к юридическим действиям с товаром (например, 12 месяцев с начала эксплуатации, но не более 24 месяцев с отгрузки);
- ► с указанием условий эксплуатации, хранения, класса или других характеристик (например, 12 месяцев с момента отгрузки, при соблюдении определенных технических условий, правил транспортировки, хранения, использования);
- ► с отражением иных показателей (например, что к завершению гарантии товар должен сохранять некоторые свойства);
- ► с описанием срока хранения (например, 5 лет).
Гарантийный срок
Гарантийным сроком считается промежуток, когда изготовитель (продавец либо исполнитель) обязуется удовлетворить требования потребителя, при выявлении им недостатков товара, услуги, либо работы (п.6 ст. 5 Закона).
Гарантийный срок определяется продавцом (исполнителем) на свое усмотрение, если он не был установлен изготовителем.
Во время него потребитель проверяет, как работает оборудование.
Если оно ненадлежащего качества, то потребитель может требовать:
- ► замены на такой же, но качественный товар;
- ► замены на подобный товар иной марки (с учетом другой цены);
- ► уменьшения стоимости товара;
- ► незамедлительного бесплатного ремонта;
- ► выплату компенсации за ремонт, произведенный самостоятельно или другим лицом.
Также потребитель может отказаться от договора и требовать вернуть ему деньги. По просьбе продавца, потребитель обязан отдать ему бракованный товар.
Кроме того, потребитель может просить 100%-го возмещения убытков, причиненных покупкой некачественного товара, что указано в п. 1 ст. 18 Закона.
Вывод: срок службы определяется каждым производителем. Он отличается от гарантийного срока, в течение которого потребитель может требовать совершения определенных действий от изготовителя или продавца.